^Наверх

В наступившей постиндустриальной цивилизации перед образованием стоит проблема подготовить современного человека к жизни в быстро ме­няющемся информационном обществе. В условиях информационно-комму­никационных и мультимедиа технологий (ИКТ и МТ) результатом обучения является новое качество личности - информационно-коммуникативная ком­петентность (ИКК), определенная  как  ключевая в Концепции модернизации Российского образования. Становится очевидным, что поток информации, обруши­вающийся на молодежь, будет в такой мере способствовать достижению об­разовательных целей, в какой учащиеся будут обучены ее использованию в процессе получения знаний и самостоятельной творческой деятельности. В связи с этим воз­никает потребность в осмыслении новых педагогических возмож­ностей, свя­занных с применением ИКТ и МТ в проектной деятельности. 

 

 

 

 

 

Обработка теле/видео информации требует  другого уровня скоростей, других объемов памяти, другого уровня мышления. Знать, что такое «*.MP3» или «*.AVI» теперь, пожалуй, не менее важно, чем знать таблицу умножения.

 Излагая концепцию современного кур­са информатики, А. А. Кузнецов, С. А. Бешенков и Е. А. Ракитина обосновали его уникальность, которая за­ключается в том, «что  информатика как наука выступает в роли инструмента познания ин­формационной цивилизации», это универсальный инструмент, способный помочь современному человеку в решении самых разнообразных задач. Им в полной мере должны владеть выпускники школ, что должно обеспечить формирование информационно-коммуникативных компетенций  (ИКК). Информатика – именно тот предмет, где проектное исследование но­сит не столько  “дисциплинарно углубленный характер”, сколько  интегри­рует множество областей как школьных, так и общих социальных знаний обучающихся. Многообразие сфер применения информационных технологий – от  области искусства до сложных задач моделирования реальных жизнен­ных процессов – активизирует познавательную активность учащихся, усили­вает их интерес и мотивацию. 

В обществе, где одним из главных ресурсов стала информация, от каж­дого индивида требуются умения рациональными методами осуществлять ее поиск, анализ и синтез, и  на этой основе эффективно и оптимально строить свою деятельность. Становится очевидным, что поток информации, обруши­вающийся на молодежь, будет в такой мере способствовать достижению об­разовательных целей, в какой учащиеся будут обучены критическому вос­приятию информации, и ее использованию в процессе получения знаний и самостоятельной творческой деятельности, а также  в какой мере средства и методы медиа культуры будут использованы в учебном процессе. В связи с этим воз­никает потребность в осмыслении новых педагогических возмож­ностей, свя­занных с применением ИКТ и МТ в учебном процессе и со­четания их с тра­диционными педагогическими технологиями, проектным методом обучения.

 Проектный метод включает самостоятельный поиск, анализ и отбор необходимой информации, он позволяет организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию при помощи реальных объектов (телефон, факс, модем, компьютер, принтер) и информационных технологий (аудио-видеозапись, электронная почта, Интернет). Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. В арсенале педагогических технологий и инновационных видов деятельности проектирование занимает особое место. Разработке данного направления посвящены работы известных отечественных педагогов-исследователей
 М.Б. Павловой,  П.С. Леренера, С.С. Симоненко,  М.Б. Романовской. Сам метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но, учитывая современный, стремительно изменяющийся постиндустриальный социум, с его возрастающими потребностями в высокоинтеллектуальных, неординарных личностях, метод проекта, как предусматривающий умение адаптироваться в новых отношениях и генерировать идеи, можно отнести к педагогическим технологиям XXI века.

 В  России метод проектов  получил широкое распространение лишь после издания работы В.Х. Кильпатрика «Метод проектов». Концепцию “учения через деятельность” предложил американский ученый Д. Дьюи. Основные принципы его системы:
         учет интересов учащихся; 
         учение через обучение мысли и действию;  
         познание и знание – следствие преодоления трудностей;  
         свободная творческая работа и сотрудничество [3].

Метод проектов предполагает использование окружающей жизни, как лаборатории, в которой происходит процесс познания. “Все из жизни – все для жизни” таков исходный лозунг данной педагогической технологии, которая позволяет:
       организовывать деятельность, направленную на решение конкретной проблемы, завершающуюся созданием продукта труда; 
       самостоятельно приобретать недостающие знания из различных источников; 
       пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; 
       развивать исследовательские умения; 
       повышать самооценку, избавляться от некоторых комплексов; 
       использовать компьютерную технику как инструмент для творчества [4].

 Недос­таточно проработанными остаются методико-технологические вопросы при­менения мультимедиа технологий для активных методов обучения – само­стоятельной творческой работы обучающихся.  Формирование ИКК обучающихся на современном этапе неразрывно связано с медиаобразованием. Разработанная нами  структурно-функциональная модель формирования ИКК обучающихся  средствами мультимедиа проектирования приведена в  Приложении 2.

Медиаобразование - процесс обучения разным формам самовыражения с помощью технологий мультимедиа. Медиакомпе­тентность – углубленное освоение специализированных программных средств: компьютерной графики, видеомонтажа, обработки звука, создания анимации, работы в сети Интернет.  

Необходимо, чтобы уже в школе учащиеся овладевали навыками соз­дания мультимедиа-презентаций, Web-сайтов, видеоклипов, анимации, про­грамм (игровых, учебных, тестовых, прикладных); умением сканировать, фо­тографировать, вести видеосъемку; навыками обработки цифровой графики; использованием приемов интерактивности; сжатия файлов; осуществлением поиска и размещения материалов в Интернет. 

 

       Формирование ИКК обучающихся включает следующие этапы:

 ·    мотивационный,  в ходе которого стимулируется познавательный интерес, убедительная демонстрация необходимости овладения информационной культурой для предсто­ящей учебной и профессиональной деятель­ности; 
·    деятельностный, в ходе которого совер­шенствуется компьютерная грамот­ность, формируются умения использовать возмож­ности цифровых техноло­гий для работы с информацией, овладение  методикой «инфор­мационного самообслуживания», умением анализировать возможности программных продуктов с целью выявления целесообраз­ности их использования;
 ·    рефлексивный эта­п, на котором реализуются в рамках самостоятельной про­ектной деятельности полученные на предыдущих этапах знания, умения, накопленный опыт, осуществляется выбор собственных целей и линий пове­дения в информацион­ном пространстве, повышается информационная куль­тура.

 Проекты на основе мультимедиа технологий  могут быть индивидуальными и коллективными, долгосрочными и кратковре­менными, нельзя установить нижнюю или верхнюю возрастную границу для проектиров­щиков. Проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности подрост­ков, учесть их психологические особенности и минимизировать отрицательные проявле­ния подросткового кризиса. Проекты могут носить учебный, исследовательский, творческий, озна­комительно-ориентированный, прикладной характер.  Главное, все они основаны на стра­тегии интеграции  навыков ИКТ и МТ в образовательный процесс.

 Новые методы обучения и повышения его качества на основе проектной деятельности с использованием ИКТ для российских учителей разработали:  фирма IntelCorporation – Программа Intel@ "Обучение для будущего", корпорация Microsoft в рамках инициативы "Партнерство в образовании". Авторы считают, что в любой стране учителей объединяет забота о будущем, о просвещенном, функционально грамотном поколении [5].  Учебные проекты, предлагаемые  фирмой  Microsoft, предназначены для подготовки грамотных пользователей персональных компьютеров и предполагает выполнение учащимися увлекательных проектов, знакомящих с различными областями деятельности, такими как создание информационного бюллетеня, составление плана маркетинга, подготовка резюме, оптимальные подходы  к совершению покупок и др. [6].

 Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Это позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. Меняется и роль учащихся в учении. Они выступают уже не как статисты, а как активные участники. При выполнении проекта ученики попадают в среду неопределенности, но именно это активизирует их познавательную деятельность.

Помимо учебных проектов учащиеся могут выполнять творческие проекты для участия в конкурсах, для выступления на научно-практических конференциях, выбирать формой представления проекта презентацию, WEB-сайт, видеофильм, базу данных, использовать технологию программирования, создавая прикладные программы, тесты, игры и др.  Главная задача педагога состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества. Педагог не должен претендовать на то, что знает ответы на все вопросы. Он становится партнером ученика, поощряет его желание исследовать мир. Как образно замечает Л.С.Выготский, “учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения”[7].

Для большей заинтересованности учащегося проект должен иметь личностно значимую цель, сформулированную в виде проблемы, решая которую, автор работы определяет самостоятельно свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает необходимые ресурсы, в том числе медиа компоненты.  Так,  если в прежние годы серьезную трудность представлял поиск информации в условиях ее дефицита, то спецификой сегодняшнего дня становится работа в условиях  «информационной лавины». Это,  в свою очередь, развивает навыки критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных сведений, делает учащегося устойчивым к разного рода побочным влияниям, в том числе к пропаганде агрессии  и  нарушения этических норм.  Работа в сети Интернет требует умения и навыков работы с сайтами, с поисковыми системами, работы со списком Избранное, навигации по директориям для сохранения файлов,  определенной культуры в создании запросов, грамотного оформления электронного письма, определенного стиля оформления документов, подготовки и передачи в архивированном виде графических файлов, соблюдения принятых норм общения  на форумах. Результатом такой деятельности является формирование информационной культуры обучающихся.

 

 Важным этапом проектирования является защита проекта. Недостаточно только собрать  и "обработать" информацию, надо подать ее так,  чтобы аудитории не было скучно. Психологами доказано, что из визуальной информации человеком воспринимается 55 %, из аудио – 12%, следовательно, если сочетать аудио и визуальное преподнесение, то аудитория воспримет до 65% информации. Визуальные средства – вот вопрос, который каждый должен решить, работая над своим проектом. Это поисковая, исследовательская, дизайнерская, аналитическая работа мозга. Сегодня интерактивный мультимедиа проект  – это убеждение в своих позициях, форма коммуникации, чувство цвета, линии, композиции, пропорции и гармонии, способность к образному мышлению. Мультимедиа технологии являются одним из наиболее перспективных и популярных педагогических информационных технологий. Они позволяют создавать целые коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами; включая интерактивный интерфейс. Созданные учащимися мультимедиа проекты, выполненные  с использованием современных программных достижений в области мультимедиа:  линейки программных продуктов Pinnacle, Adobe, Macromedia, Unear, VideoStudio, MSMovieMaker  и  др., могут пополнить школьную медиатеку, они интересны, оригинальны, кроме того содержательны, отличаются тщательно подобранным материалом. Например, темы проектов, выполненных учащимися сочинской гимназии № 8 для конкурсов (призовые места),   – школьная газета "Бум!";  социально-значимые проекты – "Ромашки, опаленные войной" (о женщинах-героях ВОВ г.Сочи), "Сочи Олимпийский", "Нет наркотикам!"; обучающие проекты –"Логарифмические уравнения", "Помощник по физике", "Петр I.", "Тема семьи в русской литературе",  "Рекреационные зоны Юга"; электронное тестирование – "Математика 6кл., 7кл.",  "Готовимся к ЕГЭ. Алгебра и начала анализа", «Графики элементарных функций», "Учимся работать в PhotoShop";  познавательные – "Экстремальный велоспорт", "BigApple (Нью-Йорк)",  "Авторская песня";  игровые – "Поймай шары"  и многие другие.

 

 Таким образом, современный этап проектирования, на наш взгляд, характеризуется включением в него следующих передовых методик:

Ø       интеграция МТ в процесс проектирования; 
Ø       организация условий проектирования: наличие кабинетов информатики,  школьного компьютерного центра со свободным доступом в Интернет, медиатеки, библиотеки; 
Ø       обеспечение кабинетов программными средствами, отвечающими современному уровню мультимедиа-проектирования;
Ø       обеспечение  равноправного доступа учеников к ИК-технологиям; 
Ø       поощрение навыков критического мышления; 
Ø       защита проекта (празднование успеха и поощрение участников в случае победы в конкурсе);
Ø       демонстрация проектов перед учащимися в случае их социальной или учебной значимости  и другими учителями, с целью привлечения их к новой форме работы, перед родителями для демонстрации итога обучения.

 

Опыт внедрения в образовательный процесс МТ-проектирования отмечен результатами    для учащихся:

 1. Формируются информационно-коммуникативные компетенции, а именно – вырабатываются:  
         навыки сбора, систематизации, классификации,  анализа информации;
         умение представить информацию в доступном, эстетичном виде;
         умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи;
         умение работать в группе, в команде;
         навыки публичного выступления, ораторское искусство;
         умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решения;

 2. Расширяются и углубляются знания в  различных предметных областях.

 3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (сканер, микрофон, модем, фото и видеокамеры, мультимедиа проектор, TV-тюнер, PinnaclePCTV  Pro и т.д.), работу в локальной и глобальной сети Интернет.

 4. Ученик довольно основательно изучает необходимое для реализации проекта программное обеспечение ПК (задача учителя обеспечить кабинет необходимыми программными средствами).

5. Отношения  с учителем переходят на уровень сотрудничества.

6. Повышается самооценка.

 

Для учителя:

1.     Учитель имеет возможность создать банк ученических работ, которые могут применяться на уроках, во внеклассной работе.

2.     Повышается уровень учителя как энтузиаста, специалиста, консультанта, руководителя, координатора, эксперта.

3.     Учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.

 Опыт показывает, что активно используя в учебном процессе проектные методы обучения в сочетании с ИКТ и МТ, можно достичь высоких образовательных результатов, необходимых для жизни в современном информационном обществе.

 

 Литература

1.       Бешенков С.А. Новой школе – новый учебник // Информатика и образование. 2006. № 8.

2.       Чернобабова К.В. Мультимедиа проектирование в процессе формирования информационно-коммуникативной компетентности обучающихся. // Информатика и образование, № 10, 2008.

3.       Дьюи Дж. Школа будущего. – М.: Госиздат. 1926

4.       Полат Е. С., Бухаркина М. Ю.,. Моисеева М. В, Петров А. Е. / под ред. Е. С. Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров» М.: Издательский центр «Академия», 1999

 5.       Intel@ "Обучение для будущего" (при поддержке Microsoft). М., 2002

6. Microsoft Office: Методическое пособие для учителя.– 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 93 с.

 7.       Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс. 1996

 

Copyright © 2013. Математика на 5  Rights Reserved.