^Наверх

  •  Переход в среднее звено (5 класс) предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию уча­щихся, к степени сформированности учебных умений, к способности саморегуляции, развитию коммуникативных на­выков. В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Усвоение новых знаний, новых представле­ний об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах.

 В связи с этим актуально предупреждение и преодоление трудностей в учебе учащихся 5 классов, сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка  в данный период.

1.  Развитие у учащихся навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других, адекватного отношения к своим успехам и не­удачам;

2.  Знакомство учащихся с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни, создание  условий для снижения тревожности.

 

Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что являясь динамическим процессом прогрессивной пере­стройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие школьника.

 

Известно, что в самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, тре­бованиям, видам деятельности, режимным моментам и так да­лее. Ребенок, который вписывается в школьную систему требо­ваний, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.

 

Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно и требует от учащихся большей самостоятельности.

Однако не следует ожидать от перехода в среднюю школу слишком многого. Обучение в пятом классе опирается на базу навыков и знаний, полученных в начальной школе.

Переход учащихся из начальной школы в среднюю справед­ливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хо­тя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным по­рядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспосо­биться к новому темпу и стилю жизни.

 

Часто внешние изменения совпадают по времени с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в пер­вую очередь отражается на качестве успеваемости (например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает по­лучать четверки и тройки). Хотя бывает и так, что ребенок, еле- еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом.

 

ПРИЧИНЫ   ДЕЗАДАПТАЦИИ

 

 

Рекомендации психолога родителям пятиклассников

 - Понимать трудности  с которыми сталкивается ребенок при переходе в основную школу и, постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывать ребенку в помощи при подготовке к уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос.

 -Научить ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать все необходимое для школы).

 -Помочь ребенку запомнить все фамилии, имена, отчества учителей-предметников и классного руководителя.

 -Обеспечить соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня.

   Никогда не обсуждать с ребенком учителей, формировать положительное отношение ребенка к школе.

   -  Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и  т. д.).

- Верить в своего ребенка, опираться на его реальные возможности, обеспечить ему эмоциональный комфорт дома.

 

Рекомендации психолога учителям – предметникам в 5 кл.

-     Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассника в выборе способа подачи материала, терминологии.
-     Учитывать, что высокий темп – одна из причин, мешающая пятиклассникам усваивать материал.
-   Предлагать ученикам более рациональные способы выполнения домашнего задания, ознакомить с этими способами родителей, уделять на уроке время для объяснения домашнего задания.
-     Не забывать, что только совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Стараться, как можно реже вставать на позицию «над» школьниками и подавлять их инициативу.
-     Поощрять детей на виду у всего класса. Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное.
-     Создавать обстановку успеха.
-     Заканчивая урок, не упустить случая, чтобы перед классом приободрить тех, кто еще не уверен в себе и малоактивен, побаивается новых учителей.
-     Работать в контакте с семьёй ученика, классным руководителем, психологом и учителем начальной школы.
-
Налаживать эмоциональный контакт с классом.

 

Рекомендации психолога классным руководителям

-     Совместно с психологом, сопровождающим 5-е классы, помогать ученикам в налаживании эмоционального контакта с одноклассниками (для этого необходимо помочь новым ученикам запомнить имена одноклассников, фамилии, имена, отчества учителей-предметников, проводить беседы и игры, позволяющие детям лучше узнать друг друга и т. д.).
-     Постоянно поддерживать контакт с родителями учеников;
-     Осуществлять психологическую поддержку ребенка.

Для этого необходимо:
        Опираться на его сильные стороны.
        Избегать подчеркивания промахов.
        Показывать, что Вы довольны Вашими учениками.
        Уметь и хотеть демонстрировать внимательное отношение к каждому ученику Вашего класса.
        Внести юмор во взаимоотношения с детьми.
        Знать обо всех попытках ученика справиться с заданием.
        Уметь взаимодействовать с ребенком.
        Позволять ученику самому решать проблемы, где это возможно.
        Принимать индивидуальность каждого ребенка.
        Проявлять эмпатию и веру в учеников.
        Демонстрировать оптимизм.

 

Поддержать можно посредством:
- отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперёд!», «продолжай»);
- высказываний («я горжусь тобой», «мне нравиться, как ты работаешь», «я рада твоей помощи», «все идет прекрасно»);
- прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять ребенка);
- совместных действий, физического участия (во время труда и отдыха);
- выражения лица (подмигивание, улыбка, кивок, смех).

 

Психолого-педагогические требования, касающиеся интеллектуального развития ученика, переходящего в 5 класс

1. Развитие мышления: 

·        умение выделять главное и обобщать;
·        умение разделять существенные и несущественные признаки предметов;
·        умение сравнивать;
·        умение рассуждать;
·        умение делать выводы;
·        умение доказывать.

 2. Развитие памяти:

·        умение организовать процесс не механического, а логического, осмысленного запоминания, умение пользоваться средствами заучивания;

3. Развитие внимания:

·       произвольность внимания;
·       устойчивость внимания в течение урока.

 4.   Развитие речи:

·       понимание смысла изученных понятий;
·       связное изложение своих мыслей;
·       умение доказать свою мысль;
·      достаточный словарный запас;
·      грамотность (в соответствии с программными требованиями по русскому языку).

 

Психолого-педагогические требования, касающиеся поведения и общения ученика, переходящего из начальной школы в 5 класс

 1. Общие требования, касающиеся общения:

 ·        умение сочувствовать и сопереживать;
 ·        уважение ко всем людям;
 ·        неагрессивность;
 ·        способность к поиску новых форм поведения взамен неэффективных.

 2. Общение со сверстниками:

·        умение работать в группе, в паре;
·        умение общаться со сверстниками вне учебной деятельности:
      - умение разрешать конфликты мирным путем.

 3. Общение с классным руководителем, учителями:

·        умение устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами на уроках и вне учебной деятельности;
·        отсутствие боязни учителя, уважение к учителю.

  4. Соблюдение социальных и моральных норм:
·        способность к ответственному поведению;
·        понимания и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм, правил поведения.

 

 5. Отношение ученика к себе:
·        положительное восприятие себя;
·        отсутствие агрессивности («Я не считаю других виновными в моих трудностях»);

   

Рекомендации психолога учителям – предметникам в 5 кл.

-     Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассника в выборе способа подачи материала, терминологии.
-
     Учитывать, что высокий темп – одна из причин, мешающая пятиклассникам усваивать материал.
-     Предлагать ученикам более рациональные способы выполнения домашнего задания, ознакомить с этими способами родителей, уделять на уроке время для объяснения домашнего задания.
-     Не забывать, что только совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Стараться, как можно реже вставать на позицию «над» школьниками и подавлять их инициативу.
-     Поощрять детей на виду у всего класса. Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное.
-     Создавать обстановку успеха.
-     Заканчивая урок, не упустить случая, чтобы перед классом приободрить тех, кто еще не уверен в себе и малоактивен, побаивается новых учителей.
-     Работать в контакте с семьёй ученика, классным руководителем, психологом и учителем начальной школы. Налаживать эмоциональный контакт с классом.

Copyright © 2013. Математика на 5  Rights Reserved.